Дмитрий Зеленцов

Золушка: алхимическая аллегория

Вероятно, есть что-то символическое в том, что сюжеты некоторых сказок запоминаются нам с самого детства. Для кого-то они так и остаются красивыми сказками, а для другим (совсем немногих числом) они в какой-то момент расцвечиваются иными, совсем недетскими смыслами.

Одна из таких волшебных сказок (в общем-то, все они будь-то, русские, немецкие или французские, представляют собой алхимико-герметические и эзополитические аллегории) - это известная всем "Золушка". Само имя её главной героини уже символично: зола, шлаки и прочие нечистоты - это то, что остаётся в Атаноре, алхимической печи, после первых операций по разложению исходных веществ. Этот осадок грязен и невзрачен на вид, но Адепты прошлого однозначно предостерегают от того, чтобы его выбрасывать. Ведь именно здесь кроется подлинное Золото, а не вульгарное золото толпы.

Также и в сказке именно в Золушке, которая была обречена на грязную работу, принц-алхимик распознаёт её истинную сущность, несмотря на грязь и сажу, кои покрывают её прекрасный лик, отвергая пустой блеск её сестёр.

Но данная сказка имеет также и эзополитическое измерение в контексте противостояния Кварты и Квинты, ибо, по меткому выражению Глеба Бутузова, герметика способна прояснить в равной мере историю и политику. И здесь вновь к нам на помощь приходит проницательность Грассе д`Орсе, однозначно объявляющего Золушку символом Квинты. И тогда уже перед нам аллегория реванша Квинты, подавленного плебсом, и восстановления её доминирующего статуса.

Золушка: алхимическая аллегория