Дмитрий Зеленцов

Святые дамы с оружием

Святые дамы с оружием

В христианской иконографии помимо собственно святых воинов (св. Георгий, св. Иаков Мавробойца и др.) присутствует сюжет женщины с мечом или другим холодным оружием. Хороший пример этого – образы св. Екатерины Александрийской. Естественно, образность эта имеет вполне ортодоксальное толкование: в случае св. Екатерины меч – орудие её убийства, поскольку она была обезглавлена. Однако вопрос иконографической образности не столь однозначен и имеет куда более глубокое значение. Более того, можно утверждать, что указанная символика гораздо старше христианства как такового, а её смысл носит сугубо эзотерический характер для тех, кто способен его понять. Тогда как общепризнанное толкование есть лишь позднейшее христианское привнесение, рассчитанное исключительно на массовое экзотерическое восприятие. Таким образом, можно сказать, что в образе святой с мечом перед нами предстаёт сверхчеловеческая женская сущность, связанная с воинскими практиками. Это женская сила, покровительствующая воину и рыцарю, наделяющая его соответствующим могуществом и хранящая в битвах. Не исключено, что именно из подобных представлений проистекает в своём изначальном облике рыцарский культ Прекрасной Дамы.

Святые дамы с оружием Святые дамы с оружием