Дмитрий Зеленцов

Сет как маг

В своём труде «Латинский ключ к Таро» шведский учёный Сигурд Агрелль, выводя каждый Старший Аркан из мистерий древних божеств, связывает Аркан «Маг» с образом Сета-Тифона. Помимо прочих интерпретаций его фигуры, красные шляпа и камзол мага в знаменитой колоде Сфорца-Висконти рассматриваются им в контексте прозвища Сета – «Красный». Это даёт нам возможность провести целый ряд образных сопоставлений, лучше раскрывающих фигуру нашего загадочного бога. Вспомним, что изначально «Маг» назывался LE BATELEUR или IL BAGATINO, то есть «фокусник». А в колоду Таро «фокусник» попал из итальянской комедии дель арте, где его прототипом служил не кто иной, как Арлекин. Но комедия дель арте была не просто развлечением на потребу публике, у неё имелись глубокие эзотерические корни. И весёлый озорник Арлекин – в действительности архидьявол Эллекен, в европейских легендах предводитель сонма демонов и мертвецов, именовавшейся «армией Эллекена». Ничего вам не напоминает? Да-да, «армия Эллекена» - это ни много, ни мало «Дикая Охота», во главе которой скачет на своём волшебном коне Вотан, владыка воинов и магов! Вновь мы приходим к сопоставлению образов Сета и Вотана, о котором говорил М. Серрано и которое находит своё подтверждение в археологии. Кольцо замкнулось, бог языческого Севера и бог Африканских пустынь вновь сошлись в месте, на сей раз на землях благословенной Италии эпохи Ренессанса, заняв прочное место среди загадочных Старших Арканов колоды Таро семейства воителей Сфорца-Висконти.

Сет как маг