Дмитрий Зеленцов

Мотив путешествия

Мотив путешествия – это первооснова инициации в европейской традиции. Это путешествие рыцаря в поисках Грааля, это вооружённое паломничество крестоносца в Иерусалим, а конкистадора – в Новый Свет, в Эльдорадо. Наконец, это путешествие героя в Тридевятое царство в русской сказке. Есть путешествие и в герметике, это паломничество к святому Иакову в Компостелу. Самым знаменитым паломником на «Пути Сантьяго» стал французский алхимик Николя Фламель, каковой отправился просить небесного покровителя алхимиков наставить его тайной мудрости и позволить уразуметь значение символов «Книги Авраама». Отправившись из Парижа в Компостелу пешком, просветлённый Фламель возвращается обратно уже морем. Как тут не усмотреть Сухой и Влажный пути Делания? А само название Компостела, которое переводится как «звёздное поле», не указывает ли оно на ту сокровенную звезду, которая только и способна привести алхимика к успеху? Как гласит предание, по возвращении Фламель сумел завершить Делание и обрести сокровенный Камень Мудрецов…

Не важно, прошёл ли Фламель, подобно многим паломникам, путём Сантьяго в прямом смысле этих слов, или это было лишь символическое, аллегорическое путешествие. Каждый алхимик, если он желает добиться успеха в Делании, должен пройти путём Сантьяго внутри самого себя, будь то Влажный, или Сухой путь. Будь то путь мирного труда в лаборатории или военный поход под знамёнами ордена Сантьяго. Ведь у святого Иакова есть и грозная, воинственная ипостась – Сантьяго Матамороса, «убийцы мавров», что лишь в очередной раз подчёркивает сущностную принадлежность магико-герметического знания прежде всего воинской аристократии.

Итак, нам пора в путь. И не важно оденем ли мы облачения паломника с морской раковиной, символом Философского Моря, или же поднимем снежно-белый стяг с красным мечевидным крестом… Веди нас, святой Иаков!

Паломник на Пути Сантьяго