Дмитрий Зеленцов

Метопы собора Модены

Романский собор города Модены (Италия) сам по себе вызывает восхищение, как изысканностью своей архитектуры, так и многочисленными символическими сценами, покрывающие его стены. Но особый интерес, пожалуй, вызывают восемь т.н. метоп - резных украшений контрфорсов нефа собора. Интерес этот связан, прежде всего с тем, что его сюжеты никак не связаны собственно с христианским преданием и изображают персонажей, чьи образы, как полагают исследователи, связаны со средневековыми "книгами о чудовищах" (Libri monstrorum).

Восемь метоп таковы:

- Гермафродит;

- Длинноволосый человек;

- Двухвостая сирена;

- Ихтиофаг (пожиратель рыбы);

- Большая девушка (великанша?);

- Девушка с третьей рукой;

- Антиподы;

- Подросток с драконом.

Так как же эти "чудища" оказались в качестве украшений древней христианской церкви? Решение этой загадки мы можем предложить, опираясь на выдвинутую загадочным Фулканелли доктрину о том, что романские и готические церкви несут на себе алхимическую символику. Как мы уже писали, именно образ путешествия является центральным в магико-герметическом посвящении. А кто как не жители чудесных стран могут лучше характеризовать этапы магического путешествия и приключения его героя? А расположение, фактически опоясывающее церковь и обозначающее маршрут, а также более прозрачные намёки на определенные и практики (в частности, в лице гермафродита и сирены Мелюзины) служат тому вполне чётким подтверждением. Тем более, что истинное посвящение-путешествие проходит прежде всего в магической реальности внутри практика, не зависимо от того осуществляется ли оно в рамках физического мира.

Гермафродит Длинноволосый человек

Двухвостая сирена Ихтиофаг (пожиратель рыбы)

Большая девушка Девушка с третьей рукой

Антиподы Подросток с драконом