Дмитрий Зеленцов

Ирем в Аравии и «Башни Сатаны»

Согласно мифологии ГФЛ, одним из центров Культа является регион Аравийского полуострова, а точнее говоря, затерянный в песках Город Колонн Ирем, куда в поисках древнего знания отправляются отчаянные смельчаки и где побывал и знаменитый автор «Некрономикона» Абдула Альхазред (по сути, альтер-эго самого Лавкрафта).

Ирем в Аравии и «Башни Сатаны»

ГФЛ упоминает Ирем в нескольких своих произведениях. В «Культе Ктулху» Ирем назван «сердцем религии Древних», а «История Некрономикона» сообщает нам, что Альхазред «утверждал, что видел легендарный Ирем, Город Колонн, и открыл в пустыне под руинами некоего безымянного города невероятные летописи и жуткие тайны расы, предшествующей человечеству».

Но больше всего подробностей содержится в рассказе «Врата серебряного ключа»: «Старинный серебряный ключ, написал он, откроет нужные двери, преграждающие доступ в коридоры пространства и времени, которые протянулись до Границы. Она стала заповедной для людей с тех пор, как Шаддад с его страшным талантом воздвиг и спрятал в аравийской Петре величественные соборы и бесчисленные минареты тысячеколонного Ирема. По словам Картера, полуголодные дервиши и обезумевшие от жажды кочевники возвращались, желая рассказать о монументальных воротах и гигантской руке, высеченной над замковым камнем, но ни один человек не прошел через эту арку и не сказал, что его следы отпечатались на темно-красном от зноя, раскаленном песке. Картер полагал, что ему необходим ключ, которого пока напрасно ждала эта гигантская рука».

Есть искушение, отождествить Ирем с «Безымянным городом» (описанным в одноимённом рассказе), который также расположен в Аравийской пустыне. Однако, такое отождествление было бы крайне неправомерным, поскольку последний является даже более древним и был возведён представителями предшествующих или альтернативных «биологических циклов» (термин, столь любимый ГФЛ), а именно рептильными существами, столь ярко описанными мэтром. И хотя «Безымянный город» также входит в общую мифологию, это, скорее, центр, альтернативный Ирему.
Кроме того, называя имя Шаддада и указывая на Петру, расположенную на территории нынешний Иордании, ГФЛ даёт нам важные подсказки, ибо это отнюдь не плоды его воображения.
Как свидетельствует исследователь творчества ГФЛ С.Т. Джоши, в блокноте, принадлежавшем писателю, имеется выписка из девятого издания «Encyclopedia Brittanica»: «Ирем, Город Колонн… Предположительно воздвигнут Шаддадом, последним деспотом Ада, в землях Хадрамаута; после уничтожения его жителей, он, как утверждают арабы, остаётся полностью невидимым обычному глазу, но иногда, в редкие моменты, являет себя путешественникам, которым благоволя небеса».

Так кто же такой этот Шаддад и что за народом он правил?

Согласно кораническому преданию, адиты проживали в аль-Ахкафе, который, по мнению комментаторов, располагался в пустыне Восточного Хадрамаута в Йемене. Адиты были людьми большого роста (гигантам), более того, есть предположения, что они являлись потомками союзов людей с «падшими ангелами», пережившими потоп. В Коране говорится, что адиты «строили на всяком возвышении колонны», что явно намекает на мегалитические сооружения, часто отождествляемые с изначальной расой гигантов. Более того, Коран намекает, что сооружения эти возводились в надежде «достичь бессмертия»… Вообще, адиты, жившие под властью царей, были известны как самый процветающий и благополучный народ своего времени, отсюда, кстати, пошло латинсколе наименование того региона Arabia Felix, «благословенная Аравия». Это был гордый и высокомерный народ. Они отвергли проповеди посланного к ним пророка Худа, призывавшего их к единобожию, за что и были в конце концов уничтожены ураганом.

Интересно, что в начале 90-х годов прошлого века мир облетела весть об обнаружении мифического арабского города, прозванного «Атлантидой песков». Под двенадцатиметровым слоем песка археологии обнаружили руины подлинного древнего города, называвшегося Убаром. Его поспешили отождествить с легендарным Иремом, поскольку среди найденных в ходе раскопок сооружений были и высокие колонны, особо упоминаемые в Коране, «подобия которых ни одной стране не удалось создать».

Тем нее менее, иные свидетельства заставляют думать о том, что здесь отнюдь не всё так просто. Так в сборнике «Тысяча и одна ночь» говорится: «…Воцарился после него на земле его брат Шеддад… А ему были подвластны сто тысяч царей, и под властью каждого царя было сто тысяч правителей, а каждому правителю подчинялось сто тысяч воинов. И Шеддад призвал их всех пред лицо свое и сказал: «Я знаю из древних книг и рассказов описание края, который существует в будущей жизни, и хочу я сделать подобное ему в земной жизни. Отправляйтесь в самую лучшую и обширную равнину на земле и постройте мне там город из золота и серебра, и пусть песок в нем будет из топаза, яхонта и жемчуга. И под своды этого города подставьте столбы из топаза, и наполните город дворцами, и над дворцами сделайте горницы, и посадите под дворцами на улицах и площадях всякие деревья с разными спелыми плодами, и пустите под ними каналы в трубах из золота и серебра". …И царь сказал: "Идите и постройте перед городом неприступную крепость, возвышающуюся и высокую, а вокруг крепости поставьте тысячу дворцов, и под каждым дворцом тысячу знамен, чтобы в каждом из этих дворцов находился визирь". … И он ехал, пока от него до Ирема многостолбного не осталось одного перехода. И Аллах наслал на него и на бывших с ним неверных отрицателей вопль с небес своего могущества, и он погубил их всех своим великим гласом, и не достиг Шеддад и никто из бывших с ним этого города, и не подступил к нему, и Аллах стер к нему дорогу. И город простоит, как был, на месте, пока не настанет судный час».

Таким образом, можно предположить, что за историческим городом стоял город, пребывающий уже, так сказать, в метафизической реальности, вратами в которую первый, вероятно, является. Не даром ГФЛ говорит о «доступе в коридоры пространства и времени, которые протянулись до Границы». Именно через эти врата в наш мир приходят посланники миров внешних, принося с собой так вожделенные некоторыми знания о скрытой стороне реальности. Именно сюда стремятся в определённые, отмеченные знамениями небес периоды, странники, жаждущие недоступного обычным людям знания и могущества.

И в это связи, как нельзя кстати, стоит вспомнить концепцию Рене Генона, о семи «Башнях Сатаны», которые являются «центрами проецирования сатанинских влияний на мир», естественно, сделав поправку, на чрезмерную категоричность его суждений. Именно на Аравийском полуострове, а точнее говоря в Сирии Генон локализует одну из этих «Башен», один из «центров «контринициации», которыми руководят авлийа эс-Шайтан "Святые Сатаны"». Интересно, что несколько южнее Сирии, на территории современной Иораднии как раз и находится Петра, которую ГФЛ упоминает в связи с царём Шаддадом и Иремом Многоколонным.

А напоследок отметим, что именно где-то здесь, согласно иудейским преданиям, пребывают скованными некоторые из падших ангелов, которые даровали людям запретные знания: «…В горах Востока, в восточной земле, он изучил наибольшую часть заклинаний и разновидностей магии, ибо в этих горах обитали ангелы Аза и Азаель, которых Господь, будь Он благословен, сбросил с небес, ведь они осудили творение человека. Там прикованы они железными цепями и там они обучают людей заклинаниям. Именно там Билам получил знание, ибо написано: "Балак [Валак], царь Моава, привёл меня из Арама, от гор восточных, где обитель Азы и Азаеля"».