Дмитрий Зеленцов

Леви «Христос остановился в Эболи»

Иногда забавно получается, что книги, написанные когда-то давным-давно на потребу моменту, спустя десятилетия способны стать интересны некими смыслами, каковые во время их создания составляли лишь необходимый фон. Например, когда политический манифест, утратив свою актуальность, нехотя превращается в прекрасный этнографический сборник, собрание легенд и обычаев. И недавно переизданная книга итальянца Карло Леви «Христос остановился в Эболи» представляет собой пример как раз такого рода.

Впервые вышла на русском она в далёком 1955 году, написана была и того раньше – в середине 40-х годов, в самый разгар Второй мировой войны, а повествует вообще о событиях 30-х. Тогда автор, будучи противником режима Муссолини за свои левые политические убеждения был сослан на год в глухую горную деревеньку на юге Италии.

И там он совершенно неожиданно для себя окунулся в совсем другой, совершенно языческий мир, в мир, «куда Христос не дошел» (отсюда собственно и название книги). Естественно, в первую очередь здесь имеется ввиду мир, в который не пришла современная цивилизация, мир, живущий по своим особым законам, совершенно неведомый «тем, из Рима», как зовут местные жители всех приезжих, а заодно и представителей собственной власти.

Конечно же, книга полна, исходя из политических симпатий автора, многочисленными стенаниями о «проклятых аристократах» и «бедных угнетаемых крестьянах», что, может быть и было интересно советским читателям в далёкие 50-е, но совершенно не интересно нам.

Нам же интересно, что за всеми мелкими политическими и общественными перипетиями итальянской глубинки проступает «замкнутый мир, окутанные чёрными вуалями, мир крови и земли, особый мир крестьян, куда нельзя проникнуть без особого ключа». Это настоящий магический мир, населённый ведьмами, оборотнями, призраками и духами.

Мы узнаём о том, из чего итальянские крестьянки делают приворотное зелье, понимаем, отчего коза – это демоническое животное, получим добрые советы о том, как жена оборотня должна встречать своего мужа дома и как необходимо правильно искать сокровища при помощи духов.

Перед нами предстают тайные общества революционеров и аристократия, покрывающая разбойников. Мы становимся свидетелями древней вражды, тянущейся вглубь веков и порой омрачающейся убийствами из мести.

Семья здесь не только и не столько ячейка общества, сколь боевая единица древней войны. Ведь принадлежность к тому или иному тайному или закрытому обществу определяется в первую очередь родом, кровью, а уже во вторую убеждениями.

Мы встречаем здесь колоритных персонажи, типа старика – копателя могил, заклинавшего волков, или крестьянки-ведьмы, знавшей толк в приворотных и вредоносных зельях.

И всё это отнюдь не экзотика, но повседневная жизнь человека. Причём не в «тёмные» Средние Века и не в обществах аборигенов Африки или Автралии. Это жизнь итальянского крестьянина 30-х годов прошлого века. «Для всех здешних жителей кости, мертвецы, животные, дьяволы были чем-то обычным, связанным с простой каждодневной жизнью».

Книга читается легко, пересыпана тонким (хотя и слишком часто политически однобоким юмором), перевод в целом не подкачал. И в результате политика в какой-то момент сама становиться лишь фоном на котором творится магия, в мире, «куда не дошёл Христос».

Леви «Христос остановился в Эболи»