Таро Сола-Буска. Возвращение древних богов

Колода Сола-Буска до сих пор малоизвестна среди любителей Таро, те же, кто с ней знаком, не перестают удивляться красоте её образов, а самое главное их загадочности. Вызывает она вопросы и у исследователей, изучающих историю Таро. Ведь Сола-Буска совершенно не вписывается в привычный «стандарт» этих карт.

Как известно, колода Сола-Буска получила своё название от фамилии аристократического семейства, в собственности которого она пребывала вплоть до недавнего времени. Её создание относят к последнему десятилетию XV столетия. Таким образом, Сола-Буска – единственная из полностью сохранившихся оригинальных и аутентичных колод Таро, включавших 78 карт. Также как и другие колоды, она имеет 4 масти (мечи, булавы, амфоры, диски), однако её козыри (коих также 22) в корне отличаются своей образностью от «стандартного» набора. Все её козыри (старшие арканы) именные и несут изображения индивидуальных персонажей, связанных в основном с римской историей (хотя и не только). Такими же индивидуальными и именными являются придворные карты каждой масти (также олицетворяющие тех или иных исторических или мифологических личностей). Кроме того, символика колоды Сола-Буска с очевидностью демонстрирует свою связь с магико-герметическими доктринами, бытовавшими в Италии в эпоху Возрождения, чьим прямым выражением данные карты и являются.

Довольно оригинальную интерпретацию возникновения и смысла сей загадочной колоды предложил Питер Марк Адамс в своей недавней книге «Игра Сатурна». По его мнению, колода Сола-Буска никогда не использовалась ни для игр, ни для прорицания. «В ней зашифрована языческая литургическая и ритуальная традиция, бытовавших в кругах элиты эпохи Ренессанса», в первую очередь, Феррары и Венеции.

В центре этого культа, включавшего магико-теургические ритуалы, как отмечает Адамс, стоял не кто иной как «гностический демиург в своей наиболее архаичной и яростной форме: афро-левантийский змей-дракон, Баал-Аммон, также известный как Кронос и Сатурн, но более всего знаменитый как библейский Молох».

Виновником возникновения этого культа на земле Италии Адамс считает византийского неоплатоника Георга Гемиста Плифона, нашедшего себе учеников в лице представителей виднейших аристократических семейств той эпохи. Стремление Плифона сформировать просвещённую неоплаточническим мировоззрением магическую элиту обернулось созданием Братства Сатурна, в мировоззрении которого человечество делилось на хищников и жертв. Естественно, что именно к первой категории относили себя представители Братства, открывшиеся себя «драконианскому потоку, дабы обеспечить себе богатство, процветание и могущество». Помимо поклонения своему богу, члены братства практиковали сексуальную магию и алхимию, а также вещи куда более мрачные по своей природе (кои некогда уже имели место на Ближнем Востоке), стояли в центре политических и дипломатических интриг того времени, а также за созданием наиболее известных произведений искусства, в числе которых и такой шедевр как колода Сола-Буска.

Следует отметить, что интерпретация, которую предложил Питер Марк Адамс, как минимум отчасти находит подтверждение в исторической действительности. Глубокое магико-герметическое значение колоды Сола-Буска признают как исследователи, так серьёзные эзотерики. Как я уже писал, одним из примеров герметического символизма колоды Сола-Буска является наличие в ней карт, связанных с легендарной историей Александра Великого. Более того, образность Александра как «сына дракона» и сына Аммона, который сам в конце концов стал подобен богам, хорошо вписывается в упомянутую Адамсом «драконианскую традицию». Несомненно, перекликается с ней и культ Дракона, бытовавший в Венеции (о чём писал Жан-Поль Бурр), ведь именно в Венеции колода Сола-Буска обрела свой окончательный облик. Что касается феррарских властителей, семейства д`Эсте, то об их магико-герметических интересах говорит, например, знаменитый Палаццо Скифанойа, чья образность тесно связана с загадочным трактатом «Пикатрикс». И, наконец, Плифон. Как известно, будучи неоплатоником, он являлся активным проповедником замены христианства на обновлённую античную религию. Часть его трудов была настолько скандальна для того времени, что была уничтожена его учениками…

Таким образом, колода Сола-Буска становится для нас уникальным памятником эпохи Возрождения, воплощением неувядающей магико-герметической традиции, зримым символом того, что древние боги продолжают жить…

Таро Сола-Буска. Возвращение древних богов