Рецензия на роман Адама Нэвилла "Судные дни"

Адам Нэвилл "Судные дни"Порою случается, что авторы художественных произведений улавливают и актуализируют в своих произведениях крупицы древних тайн гораздо лучше, чем тонны оккультистской макулатуры. В особенности сильной восприимчивостью к предметам подобного рода обладали авторы начала минувшего столетия. Майринк и Лавкрафт зажигали в своих произведениях маяки, в огне которых можно было различить отблески далеких времён и древних знаний. После них даже писатели перестали быть визионерами и превратились лишь в создателей коммерческого продукта, псевдоэзотерической жвачки для страждущих сверхъестественного масс. И уж тем более мало чего стоило ожидать от авторов современных… Но Адам Нэвилл со своими «Судными днями» способен поколебать подобный скептицизм.

Начинается всё не шибко уж и захватывающе. Талантливому, но сидящему на мели режиссёру-документалисту предлагают снять фильм о существовавшей в 60-70 годы тоталитарной секте, которая закончила своё существование массовой резнёй собственных адептов. Казалось бы, чего особенного? Мало ли тогда их развелось? В романе присутствуют многочисленные аллюзии и прямые отсылки на Церковь Процесса, Народный Храм и «Семью» Чарльза Мэнсона. К тому же поначалу несколько напрягает обилие специфической технической терминологии производства фильмов. Но потом…

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что читаешь художественное переложение знаменитой книги Александра де Дананна «Память крови», посвящённой наиболее зловещим магическим практикам прошлого, бытовавшим в закрытых аристократических кругах, практикам, каковые некоторые предпочитают именовать «контринициацией».

«…Они наделяют четыре верховных «дьявольских» стихии своего рода временным андрогинатом в обмен на некоторые сверхъестественные способности и поддерживают жизнь этого фантома (за счёт наивной и доверчивой массы приверженцев), коего награждают напыщенными именованиями…» (Александр де Дананн).

Вот уж воистину! Всё более динамичное повествование начинает разворачивать перед читателем настоящий калейдоскоп древних практик, каковые возрождают в нашем мире те, кто претендует на звание новой аристократии: прежде всего, изощрённая некромантия и аватарическая магия, считающаяся «высшим пилотажем» всей магико-герметической традиции. Тем самым в наши дни перебрасывается мостик из эпохи Ренессанса, когда вещи подобного рода, явившись из глубин времени и пространства, в последний раз дали о себе знать в полную силу. Не забывает автор даже об отражении тайных учений в произведениях искусства той эпохи!

Вообще, (по крайней мере с какого-то момента) «Судные дни» надо читать, держа под рукой томик «Памяти крови». Это позволит не только понять историко-эзотерический контекст романа, но существенно усилит эффект саспенса, и так неумолимо и стремительно возрастающий к развязке.

В общем, в качестве пилотной книги для серии с амбициозным названием «Мастера ужасов» роман Нэвилла подходит со всей определённостью, равно как и вполне согласуется с пословицей о том, что «сказка – ложь, но…»

Дмитрий Зеленцов