Почему не уходит Бог? Возникновение нейротеологии

Эндрю Ньюберг «Почему не уходит Бог?»«Почему не уходит Бог?» Так в оригинале называется книга американского учёного Эндрю Ньюберга, получившая в весьма запоздавшем (на 10 с лишним лет) русском переводе более «коммерческое» название – «Тайна Бога и науки о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта».

Вера? Религиозный опыт? Это ведь что-то совсем субъективное, туманное и совсем-совсем ненаучное! Вы бы ещё про мистицизм заговорили! Причём тут такая прогрессивная отрасль как нейробиология, которая изучает человеческое поведение на основании строения и функционирования его нервной системы?

Как выясняется, очень даже причём! Как убеждён Ньюберг и его соавторы, «мистический опыт реален с биологической точки зрения, доступен наблюдению и может быть предметом научного исследования».

Убеждённость эта опирается на многолетние исследования самого Ньюберга, который с помощью новейших аппаратных методов, прежде всего, томографии изучает этот самый мистический опыт, точнее говоря, работу мозга человека, испытывающего религиозные переживания, например, во время молитвы или медитации. Вообще, база подобного рода исследований зародилась на Западе ещё в 70-80 годы прошлого столетия (интересно, может ли российская наука похвастаться чем-то подобным?).

В итоге, нейробиолог превращается в самого настоящего богослова. Ньюберг ставит фундаментальные вопросы о сути мифа и ритуала, о мистическом опыте, о возникновении религии, наконец, о возможности восприятия Абсолюта и высшей реальности и отвечает на них, исходя из результатов собственных естественно-научных исследований, а также обобщая накопленный теоретический и практический материал своих предшественников и коллег.

Отвечает он и на вопрос, поставленный в заголовке книги. Бог не уходит, поскольку сам человеческий ум с биологической точки зрения обладает «мистическим потенциалом», каковой заложен в нашей природе и возник в процессе эволюции нашего вида (причём, из весьма неожиданных нейрологических структур).

По сути своей книга Ньюберга превращается во введение в новое богословие, в новую теологию, в «нейротеологию», как её уже успели окрестить и каковое наименование, как мне кажется, подходит для неё как нельзя лучше.

Тем более, что и выводы, к которым автор приходит, пожалуй, чрезвычайно смелы для того, кого принято сегодня называть учёным: «Возможно, мистики действительно с чем-то соприкасаются, а аппарат трансцендентного, которым обладает ум, может быть, есть окно, через которое мы способны увидеть отблеск наивысшей реальности того, что в подлинном смысле слова можно назвать божественным».

Кого-то, в особенности, записных атеистов подобные заявления способны, вероятно, удивить и даже потрясти. Но оно и к лучшему! Рационалистическая парадигма, захватившая наше мировоззрение, начиная с эпохи Просвещения, как раз и нуждается в хорошей встряске. Иронично, что удар ей наносит современная наука, её собственное порождение.

Как бы там ни было, появление нейротеологии – не просто огромный шаг к диалогу науки и религии, она подводит под него важный и солидный практический базис, буквально провоцируя пересмотр отживших подходов этой сфере и, кто знает, не знаменует ли она новый религиозный ренессанс, основанный не на догме, но в первую очередь на стремлении к истине.