О "культе прекрасной дамы"

О «культе прекрасной дамы»По утверждению Грассе д`Орсе, поклонение женскому божественному началу являлось важнейшей частью тайной доктрины Квинты. Корни этого явления, очевидно, уходят в эпоху позднего средневековья с его куртуазностью, в центре которой пребывал «культ прекрасной дамы». Сам по себе феномен куртуазности возник в конце XI – начале XII веков в Южной Франции и связан с именем герцога Аквитании Гийома IX. Вскоре, следуя за трубадурами и миннезингерами, традиции куртуазности распространились не только во всех владениях французской короны, но захватили всю Европу, а среди певцов прекрасных дам оказались даже венценосные особы, такие, например, как Ричард Львиное Сердце или Фридрих II Штауфен.

Отнюдь не случайно куртуазную любовь к даме именовали такими религиозными терминами как «культ» или «поклонение». И отнюдь не случайно «культ прекрасной дамы» был вотчиной исключительно рыцарей и аристократии. Это не была лишь эксцентричная и утончённая любовная игра, нашедшая своё выражение в эротической лирике. И уж тем более куртуазность не являлась внешней красивой «обёрткой» для прикрытия исключительно плотских отношений, которые решено было приправить некоей долей красивой эстетики. Можно сказать, что между любящим и возлюбленной существовала пропасть, подобная пропасти между смертным и божеством. И это отнюдь не преувеличение…

Сутью куртуазного культа на самом деле было поклонение женскому аспекту божественного могущества, который находил своё выражение в даме, которую почитал рыцарь. Женщина становилась живой иконой божества, её личность отходила на второй план, на первых выступал сияющий лик божества, явленный данному конкретному мужчине. Служение даме становилось своего рода богослужением. «Вечная женственность влечёт нас в Небеса», как позднее скажет Гёте…

Но это отнюдь не означало, что «культ прекрасной дамы» выступал как особая, гетеродоксальная или еретическая форма мистицизма. Он имел вполне конкретный «оперативный» магико-герметический смысл. Эротическая энергия мужчины, направленная на обожаемую/обожествляемую даму, не находя выхода в акте физической близости (физическое соитие куртуазная любовь исключала), подвергалась сублимации (в истинном смысле этого слова), говоря алхимическим языком, «возгонке», давая ему новое могущество, проявлявшееся даже на психофизиологическом уровне. Отнюдь не даром рыцари, последователи куртуазной любви, прославились таким количеством подвигов, совершённых «во имя своей дамы сердца». «Я – это ты, а ты – это я. Внешне будешь сражаться ты, но на самом деле это я буду сражаться в тебе», - говорит Ланцелоту юная Обилот…

Интересно, что вещи подобного рода дожили и до наших дней, по крайней мере, до XX столетия. Так, они имели место в легендарной Группе УР/КРУР, основанной Юлиусом Эволой. Вечность сияет сквозь лик Мириам, возлюбленной главного героя «Голема» Густава Майринка. И мистическая Мириам становится путеводной звездой магико-герметического братства, созданного Джулиано Креммерцем.

Дмитрий Зеленцов